Главная » 2019 » Декабрь » 12 » Злорадство, или злобная радость - это не так уж и плохо
17:07
Злорадство, или злобная радость - это не так уж и плохо
Злорадство - по Мухина.В.С. психология, это то чувство сладкой, недоброжелательной радости, которое вы испытываете, когда другого человека поражает несчастье, неудача или вред.

Поскольку не в каждом языке есть такой термин, как "schadenfreude", длинная немецкая конструкция сама по себе стала настоящим английским существительным.

Вы, конечно, знаете это чувство. И вы, вероятно, уже имеете в виду случай, когда вы почувствовали эту вспышку злорадства.

Злорадство

Вот один из моих собственных репертуаров... но там, где я обеспечивал боль для удовольствия других.

Это было летом 2018 года. Пока моя подруга Линда загорала, я решил принять душ у бассейна, прежде чем проплыть несколько кругов.

По дороге туда я поскользнулся, упал и заскользил в душ. Смягченный и замедленный мягкой, грязной лужайкой, я даже остановился рядом с табличкой, которая гласила: "осторожно: скользко.- Я имею в виду ... .. - серьезно?!

Мне даже не нужно было смотреть на свою подругу, чтобы понять, что она не может перестать смеяться. Мое "выступление" также способствовало развлечению всех других посетителей этого бассейна — особенно детей.

И все же, как я могу их винить? Теперь даже я не могу удержаться от смеха. В конце концов, это был всего лишь хрестоматийный фарс.

Больше, чем просто юмор

Но когда я рассказываю эту историю Леа Беккер , психологу из Лейфанского университета в Люнебурге, Германия, она объясняет, что этот пример, строго говоря, не является истинным schadenfreude.

"То, что мы часто называем злой радостью в нашей повседневной жизни, не является тем, что мы понимаем под злой радостью в исследованиях", - говорит она.

И Беккер знал бы: ее работы сосредоточены именно на таких чувствах, с ее последним исследованием , например, имея дело с целью за schadenfreude.

"Мы называем эти короткие, забавные, будничные моменты-как пример, который вы упомянули-фарсом. Или мы находим их в исследовании юмора", - говорит она.

Злорадство, добавляет она, определяется как положительная эмоция. Но это также очень сложное чувство, включающее в себя множество факторов. Злорадство - это прежде всего пассивная и косвенная эмоция, а не та, которую вы создаете непосредственно.

"Если, например, я спотыкаюсь о кого-то, и он или она проскальзывает, или если я конвертирую штрафной выстрел, это не злонамеренная радость, потому что я активно вызвал ее", - объясняет Беккер.

Вы сами решаете

Другими словами, такая злая радость возникает тогда, когда мы не вовлечены в чужие несчастья.

"Тогда мы можем либо испытывать сострадание — либо злорадствовать", - говорит Беккер. -Если с кем-то случается что-то хорошее, мы можем ревновать или радоваться."

Таким образом, прямой альтернативой злорадству является сострадание. И то, что мы в конечном счете чувствуем, очень сильно зависит от отношений между нами и человеком, вовлеченным в действие. И, что самое важное:" чтобы чувствовать злорадство, мы должны были приобрести способность принимать перспективы", - говорит Беккер.

В психологии и когнитивных науках это называется "теорией разума" (ToM). Этот термин относится к способности поставить себя на место других людей и угадать их собственные перспективы — в том числе их чувства, потребности, идеи, намерения, ожидания и мнения.

"Сначала я должен понять, что означает для кого-то определенное несчастье", - говорит Беккер. -После этого я смогу решить, счастлива я или нет и жалею ли я его или ее."

Чистое счастье!

Так что злорадство, похоже, вовсе не простая радость.

Тем не менее, мой опыт бассейна оставил следы, или, скорее, вопросы, в его следе.

Шаденфройд-это хорошо или плохо? Неужели все люди чувствуют злорадство? И что происходит в нашем мозгу, когда мы это чувствуем?

"Есть различные способы измерить это", - говорит Бекер.

Вредоносная радость может быть обнаружена с помощью определенных методов опроса, например, а также с помощью сканирования головного мозга. "И это действительно дало некоторые интересные результаты", - говорит психолог.

Хотя злорадство-чрезвычайно сложная эмоция, ее нейрональная структура проста: "если мы счастливы из-за несчастья другого человека, то активируется центр вознаграждения в нашем мозге."

Злорадство не только выглядит как чистая радость, но и чувствует ее.

Что также делает его таким замечательным.

Всеобщее явление, различные пуски

"Несмотря на то, что немецкий термин часто преобладает, мы теперь знаем, что даже в странах, которые не имеют слова для него, schadenfreude является универсальным психологическим явлением", - говорит Бекерс. Хотя исследователи изучают злую радость уже около 90 лет, психолог добавляет, что " на самом деле этот феномен еще не был так хорошо исследован."

Однако было установлено, что именно вызывает злорадство. Одним из главных факторов является симпатия.

"Если я не особенно люблю кого — то, например, если они принадлежат к иностранной группе — Другой футбольной команде-тогда есть своего рода соперничество", - говорит Беккер. Если с соперником случится несчастье,то результатом будет злорадство. Таким образом, конкуренция также является триггером.

Другой фактор - это "степень заслуги", или чувство справедливости.

-Допустим, кто-то очень самоуверен, или высокомерен, или поступил морально предосудительно. Тогда вы можете быть счастливы, когда этот человек будет наказан. В этот момент он чувствует себя справедливым."

Здесь, отмечает Беккер, злобная радость, таким образом, становится моральной эмоцией.

А еще есть фактор "превосходства как триггера".

Злорадство, как было описано выше, часто ассоциируется с завистью. "Это может иметь совершенно разные размеры, - говорит Беккер. "Например, я могу позавидовать кому-то за их спортивные результаты, их привлекательность, их доход, их славу. Когда несчастный случай случается с кем-то вроде этого, система вознаграждения запускается. Мы явно чувствуем радость."

Психолог доказал то же самое и с лотерейными играми: самая злая радость была тогда, когда кто-то из начальства терял деньги. Однако когда" низшие " индивиды проигрывали, преобладала жалость.

Конечно, одновременно могут объединяться и многие другие факторы. Например, когда мы находим человека непривлекательным, превосходящим нас и так или иначе заслуживающим этого.

"Тогда злобная радость особенно велика", - говорит Беккер. "Это часто бывает с людьми, которые находятся в общественном мнении, и которые также поляризуются."

В этом случае вы, вероятно, можете сами придумать несколько простых примеров.

Когда же мы будем злорадствовать?

Исследователи из Института когнитивных и мозговых наук Макса Планка продолжили изучение происхождения мести другими способами: в каком возрасте мы испытываем злую радость? В каком возрасте мы хотим наблюдать наказание, которое считаем заслуженным?

И как мы можем узнать, являются ли дети экспериментаторами?

Реализация была на самом деле довольно тривиальной: исследователи поиграли с юными участниками в кукольном театре. Среди марионеток нашлись сочувствующие персонажи и, конечно же, злодей.

результате четырех-и пятилетние дети не проявляли никакого дифференцированного поведения по отношению к противоположным фигурам.

Шестилетние дети, между тем, испытывали своего рода радость, когда видели страдания злодеев. Это то, что ученые читают по выражению лиц детей, что часто говорит о многом.

Здесь снова вступает в игру теория разума, или способность принимать различные точки зрения.

Это у нас в крови.

Аналогичные наблюдения были сделаны исследователями Института Макса Планка (MPI) для эволюционной антропологии, на этот раз у шимпанзе.

Здесь не было никакого театрального представления. Но служители животных действительно проскальзывали в роли "хороших хранителей" и "плохих хранителей"."

Когда один из" плохих Хранителей " был наказан, многие шимпанзе пошли на многое, чтобы увидеть, как наказание было назначено. Для этого им пришлось открыть тяжелую дверь в соседнюю комнату, чтобы посмотреть на разворачивающуюся драму.

Однако в случае с дружелюбным хранителем шимпанзе обошлись без него. Многие даже пошли еще дальше, громко протестуя против причиняемой владетелю боли.

«Наши результаты показывают, что шестилетние дети и даже шимпанзе хотят отомстить за антисоциальное поведение, и что они испытывают желание наблюдать за ним», - говорит Наташа Мендес, ученый из Института познания и нейронаук им. Макса Планка и один из них. из двух ведущих авторов исследования.

Для Мендеса именно отсюда и возникают эволюционные корни такого поведения: это важнейшая характеристика для управления жизнью в сообществе.

По словам Николая Штайнбайса, первого автора исследования и ученого из MPI: «Мы не можем однозначно сказать, что дети и шимпанзе чувствовали злобу. Однако их поведение является явным признаком того, что шестилетние дети, а также шимпанзе хотят наблюдать, как наказывают неблагополучных членов их сообщества ".

Социальные факторы злорадства

Беккер видит области для дальнейших исследований. "До сих пор исследователи эмоций часто имели дело с тем, что злая радость делает с вами лично, почему она запускается", - говорит она. "Но также интересно наблюдать такие сложные эмоции в социальном поле: что это делает с другим человеком, которому я выражаю злую радость?"

Беккер и психолог Йенс Ланге из Кельнского университета исследовали этот вопрос.

Здесь снова вступает в действие фактор превосходства. "Высокий статус на самом деле может быть достигнут только двумя вещами, - говорит Леа Беккер, - престижем и доминированием."

Возьмите в качестве примера статус лидера или профессионального спортсмена: обе позиции могут быть достигнуты, будучи признанными и уважаемыми другими за хорошую работу.

Но этот высокий статус также может быть достигнут за счет доминирования, запугивания и агрессивного поведения.

"Наше исследование показывает, что люди, которые достигли своего высокого статуса через доминирование, являются теми, кто вызывает много злорадства", - объясняет Беккер.

Это не обязательно должно быть сюрпризом, так как оно не особенно симпатично.

Но именно здесь в игру вступают социальные преимущества злорадства.

Если такие доминирующие люди будут осуждены и подвергнуты подлинной злорадной радости против них, это может сбить их с высокого коня. "Если люди осмеливаются выражать злую радость, это уменьшает доминирование пострадавшего человека", - говорит Беккер.

И это имеет дальнейшие поведенческие последствия, так как мы могли бы поспорить, чтобы противостоять этому человеку снова.

"Злобная радость часто не особенно желательна в социальном плане, потому что эмпатическая реакция обычно была бы жалостью", - говорит Беккер. Тем не менее, Schadenfreude также имеет большой социальный потенциал.

"Злая радость-это веселье, злая радость может повысить самооценку человека, регулировать иерархию, а также уравновешивать доминирование других людей ... но есть еще много нерешенных вопросов, которые еще не прояснены",-добавляет психолог.

"Например, каково это для жертвы злорадства, какие последствия это имеет для того человека, как злорадство ведет себя в группе и все такое. Мы пока мало что об этом знаем."
Просмотров: 749 | Добавил: andee | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Суббота
27 Апреля 2024
09:30


Статистика