Главная » Файлы » Сочинения

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
[ (8.4Kb) ] 05 Июнь 2011, 02:28


Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Странная вещь сердце человеческое
вообще, и женское в особенности!
М.Ю.Лермонтов.

План

I “Едкие истины” романа.
II Роль женских образов в романе.
  1. Кавказская девушка Бэла.
  2. Героиня новеллы “Тамань”.
  3. Княжна Мери.
  4. Вера – настоящая любовь Печорина.
III Жизненная трагедия героя.

  “Герой нашего времени”, — говорит Михаил Юрьевич Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не может найти свое место в жизни в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Но возможно, это просто отражение общества того времени. Судьба главного героя трагична. Григорий Александрович Печорин за все время очень многое пережил и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы. Но именно женские образы играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви. Все женские персонажи - представительницы разных миров: Бэла - дикарка, “дитя природы”; ундина представляет романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

  Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: “Я не раба - я княжеская дочь!..” Автор обращает внимание на ее глаза, которые, “как у горной серны, так и заглядывали... в душу”. Бэла - юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Бэла так страстно и горячо полюбила Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Ему все надоедает, и он делает вывод: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Мы видим, что конец повести трагичен. Юная девушка умирает. Несомненно, в тот момент Печорину было нелегко. Скорее всего он не любил Бэлу, его лишь мучила совесть. "Помилуйте, - говорил я ему, - ведь вы сами сказали, что она умрет непременно, так зачем тут все ваши препараты?" - "Все-таки лучше, Максим Максимыч, - отвечал он, - чтоб совесть была покойна".

  Следующая героиня - ундина - помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, что притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни. Героиня новеллы “Тамань” является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Один из моментов новеллы запоминается особенно: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром “честных контрабандистов”. Однако и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

  В мире, к которому принадлежит герой по социальному положению, он также чувствует себя одиноким и бесполезным. Так, в повести “Княжна Мери” представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя. Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытна. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грушницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом он ей наскучил. Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожего на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него. Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что и умная, образованная девушка, Мери, не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И её любовь ему также быстро надоедает. Другая героиня повести “Княжна Мери” – Вера - играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она - единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ описан неясно: Лермонтов подробно не рассказывает ни о жизни, ни о характере героини. Но при этом указывает на то, что Вера - человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, - и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм главного героя, его неспособность понять чувства Веры.

  Очень противоречиво отношение Печорина с женщинами. Возможно, он каждую из них любил по-своему, но они ему быстро надоедали, его одолевала скука. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин поступает не как подобает порядочному человеку. В некоторой степени он виновен в ее смерти. В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, он даже не задумывается над тем, что обрекает Мери на страдание. Но что самое интересное, потихоньку он сам начинает влюбляться в эту девушку, страшась признаться себе в этом. “Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать”. Эти слова подчеркивают противоречивую натуру Печорина.

  Способен ли вообще Печорин любить по-настоящему?

  В дневнике Печорина мы читаем: “...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Это проявление эгоизма героя. О чем говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам. Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. Вера была единственным человеком, который знал и любил Печорина не вымышленного, а настоящего. “Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин.

  Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

Категория: Сочинения | Добавил: Admin | Теги: сочинение с планом, Герой нашего времени, Женские образы, Михаил Юрьевич Лермонтов
Просмотров: 37926 | Загрузок: 958 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/39
Всего комментариев: 1
1 Елизавета   (18 Январь 2015 01:42)
Большое спасибо, посмотрела, как образец.
Но немного не соглашусь с вами о Вере. А что мог сделать Печорин? Как ответить на её чувства? Она замужем, она просила встречаться лишь тайно. Если бы он активно действовал, то принес бы ей много больше страданий, её репутация была бы запачкана. Другие ведь нравы раньше были )

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Суббота
10 Декабрь 2016
08:00


Статистика
Яндекс.Метрика