Сочинение Татьяна – милый идеал Я так люблю Татьяну милую мою! А.С.Пушкин ПЛАН I “Энциклопедия русской жизни” II Образ Татьяны Лариной - Черты характера Татьяны
- “Я к вам пишу — чего же боле?”
- “Без подражательных затей”
III Милый идеал А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века, написанное величайшим А.С.Пушкиным. В этом романе меня привлек образ Татьяны. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать то, чего не видят другие, влечет к ней. Именно богатый внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой личностью. Два персонажа на протяжении всего романа полностью занимают наш интерес и внимание: это Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Но есть еще одно действующее лицо. Это лицо — сам автор. В. Г. Белинский отмечал, что личность поэта в этом произведении отразилась так полно и ярко, что оценить роман и его героев — это значит оценить самого Пушкина. Нет ни одного героя, ни одного эпизода, ни одного описания в романе, которому Пушкин не дал бы своей оценки. Так возникает перед нами общительный рассказчик, заинтересованный в доверии читателя. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает и поражает. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал произведение “энциклопедией русской жизни”. Роман был для поэта, по его словам, “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим “милым идеалом”. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны. Еще в детстве она сильно отличалась от своих сверстниц. В своей семье она была одинока. В то время, как все вышивали, заполняли альбомы, заигрывали друг с другом, Татьяна читала французские романы. В отличие от своей сестры, “она в семье своей родной казалась девочкой чужой…” Даже автор невольно сравнивает двух сестер. Пушкину нравятся обе героини, но по словам автора: “её портрет (Ольги) мне очень мил, я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно…” Татьяну автор всячески поддерживает, называя её “милой Татьяной”. В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «не подражательную странность», натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин — «нелюдим», живёт «анахоретом» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Разочарованный в светском обществе и в общественно-политической жизни, Онегин впадает, в хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Но в ней есть черты, сближающие её и с Ленским: мечтательность, любовь к природе, романтическая вера в предания и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину: То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой… Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегина, и Ленского. Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. «Русская душою», по словам поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи, любила русскую зиму. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала. Через несколько лет Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение» встречает он в «высшем свете». Но как она относится к роскоши, своим успехам в свете? Да, она живет в этом обществе, но её, куда милей жить в своем крае… Также нельзя забыть два главных эпизода романа. Это - письма Татьяны и Онегина, которые резко выделяются из общего текста пушкинского романа «Евгений Онегин». Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня, вероятно переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств: Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь,я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… Знаменитые строки! В них – вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в любви мужчине. Что сподвигло провинциальную барышню на такую смелость, кроме сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что, «смирив души неопытной волненья», могла бы быть счастлива с другим. В этих словах есть доля столь несвойственного ей кокетства. Но тут же искренние чувства берут верх: Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! Татьяна и здесь, и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. На что надеялась, что искала она в Онегине?.. Понимания. Онегин с его светским воспитанием казался ей, деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным ее понять. Но тут же Татьяна осознает ужас своего поступка: Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила, такая уж героиня романа. Не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности и пишет любовное письмо замужней даме: Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!.. Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами… И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает себя побежденным: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования. И два письма, таких близких по смыслу и таких разных по выражению, являются этапами этого сложного пути. Кто знает, что вышло бы, если Онегин ответил на любовь Татьяны? Может быть она смогла бы его увлечь, исправить, вылечить его хадру? Но почему-то не смогла этого сделать. Онегин, видимо, помятуя о своих всегдашних победах в свете, решил пополнить свою коллекцию разбитых сердец, или, может быть, он просто испугался огромной ответственности, которую налагает на любого такая чистая душа, как Татьяна? Онегин просто испугался. Да, за такой короткий срок он и не смог бы узнать Татьяну. Да, она принадлежит деревне, но, позови он ее на край света, она пошла бы за ним не раздумывая. Не о такой ли любви мечтает и каждый из нас? Однако, видя Татьяну в ее стихии, на лоне природы, Онегин решил было, что увлекшись Татьяной, он навеки привяжет себя к деревне. Или, может быть, это его глубоко засевший сплин боится, что оторвашись от однообразного света, он умрет в душе Онегина? Слыша отповедь Онегина Татьяне, разве не улавливаем мы отголоски этой хандры? Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. Но Татьяна не знает про эту хандру, она проста и безыскусна, и влюблена в Онегина. Но это первая, юношеская любовь, и она, как правило, несчастна. Наверное, это даже и не любовь, а репетиция любви. Татьяна, не зная Онегина, создала себе его образ, наделила его всеми положительными чертами, которые только могут быть в человеке и полюбила именно этот образ. Так мы думаем, и сам автор не разубеждает нас в этом. Однако, мы помним и слова Пушкина, который сказал, что его герои перестали слушаться своего творца и начали жить самостоятельно. Поэтому и сам автор и мы вместе с ним так удивлены словам Татьяны в конце романа, удивлены этой своеобразной отповеди в ответ: Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Татьяна из тех "однолюбок", для которых любовь может быть или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. И даже после чтения ею любимых книг ,где "Онегина душа себя невольно выражала", когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает его любить. ("Я Вас люблю, к чему лукавить?" Татьяна – княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она? И да, и нет. Конечно, она "в роль свою вошла", но не потеряла главного – своей простоты, естественности, человеческого достоинства. Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней… Очень важна эта строка – "без подражательных затей". Татьяне незачем кому – то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой. В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Татьяна тяготится мишурой "постылой жизни". Пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны - это ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку , своему мужу , который”в сражениях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой , но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной - это художественное явление русской литературы. Именно свой милый идеал женщины А.С.Пушкин и хотел показать читателю в своем гениальном романе "Евгений Онегин".
|