Главная » Статьи » Полезно знать |
Традиции и обычаи казахского народа (Часть 2)
Традиции и обычаи казахского народа (Часть 2) Кун санау Дни исчисления. Следуя восточному научному методу, казахский народ отчисление дней начинает с субботнего дня. "Кун санау" в недельном распределении включает в себя 7 (семь) дней. В народном понятии каждый день недели несет в себе определенный смысл и имеет свои воспитательные особенности. К примеру, для начинаний каких-либо дел или для поездок удачной считается среда (сарсенби). Бейсенби (четверг), жума (пятница) - дни вероисповедания. В эти дни каждый человек обязан быть чисто одетым, вежливым, почтить память усопших и прочитать поминальную молитву. В системе исчисления дней каждый день имеет свои названия: сенби - суббота, жексенби - воскресенье, дуйсенби - понедельник, сейсенби - вторник, сарсенби - среда, бейсенби - четверг, жума - пятница. Ай санау Месяцеисчисление. Год делится на 12 месяцев, что и называется "ай санау". "Ай санау" - издавна установленный общепринятый обычай. Название каждого месяца соответствует временам года, явлениями природы, также народному понятию. Степные знатолько учли хозяйственные, экономические, астрологические значения. По древнему астрологическому направлению каждому месяцу есть соответствующие названия звезд. Это называется "жулдыз ай" - "звезда месяца". В южных регионах Казахстана нынешние наименования месяцев носят названия звезд - "жулдыз ай". В каждом месяце есть своеобразные климатические условия, изменения. Эти изменения народ называет "ай амалдары" или "амал" - причуды природы, особенно в холодные месяцы года. В народе были люди, которые могли исчислять перемены погоды по месяцам. В казахском народе годоисчисление начинается с месяца наурыз (март). Жыл санау Годоисчисление. Мудрость народа можно увидеть в точности учета годоисчисления. Нужно отметить, что годоисчисление, основываясь на науке Востока, как и месяцеисчисление, определялось числом 12. В году 12 месяцев. Начало года - год мыши. Каждому дню, месяцу, году давалось четкое определение. К примеру, год зайца (коян), мешин (год обезьяны) всегда были тяжелыми для народа; год мыши (тышкан), кой (год барана), свиньи (доныз) - благодатными. Тяжелым годом (особенно для хозяйства) считался год коян (зайца). В памяти народа запечатлелись самые тяжелые годы и они совпадают с годом коян (год зайца). В прошлых веках бывали народные бедствия именно в год зайца: "Ак коян"-голый год, "такыр коян", "жалпак коян"-долгий год. Год зайца совпадал с неурожаем, падежом скота, голодом народа. Дни, месяцы, годоисчисление -показатель народной мудрости, почерпнутой из жизненной практики. Жыл кайыру Летоисчисление. Самый выгодный и удобный вариант в исчислении возраста человека. По старинному летоисчислению, чтобы вычислить свой "мушел" (один мушел составляет 13 лет), необходимо свой возраст разделить на 12. Если возраст делится без остатка - вы рождены в год обезьяны (мешин), если остаток 1 год, то год курицы (тауык), остаток 2 года - год собаки (ит), 3 -год свиньи, 4 -год мысли (тышкан), 5 - год коровы (сиыр), 6- год барана (кой) и т.д. Начало года - месяц наурыз. Следует помнить, что летоисчисление, как и годоисчисление, начинается с месяца наурыз. Начало года - Год мыши: 1) Тышкан (мышь), 2) Сиыр (корова), 3) Барс, 4) Коян (заяц), 5) Улу (улитка), 6) Жылан (змея), 7) Жылкы (лошадь), Кой (баран), 9)Мешин (обезьяна), 10) Тауык (курица), 11) Ит (собака), 12) Доныз (свинья). Калау "Калау" (смысл - получить, взять приглянувшуюся вещь). Понравившуюся хорошую лошадь или какую-либо вещь можно приобрести путем "калау". Придя в дом, нужно сказать о своем "калау" (желании), но при этом следует сделать хороший подарок хозяину или его детям. Казан шогелеу "Казан шегелеу" (буквально: казан - казан, шегелеу- клепать). Хорошие знакомые, близкие люди, собравшись, идут к кому-либо из своих друзей и говорят, шутя, что пришли на "казан шегелеу". Хозяин, принимая шутку, отвечает этим же: <Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан". И готовит для них угощение. "Казан шегелеу" значит "пришли в гости". Этот обычай показывает гостеприимство и щедрость казахского народа. Каргыс "Каргыс" - проклятие. Самые тяжелые проклятия - это проклятия предков. "Терис бата" отца и матери, когда она сцеживает грудное молоко в небо (ак сутин кокке сауу). Необузданных, распущенных детей родители проклинали именно таким образом, и это становилось несмываемым позором. В обиходе проклинают не только людей, но и скот, и любую вещь. "Каргыс" высказывается при гневе, мести, злости. Но есть еще понятие "каргану" - клятвенное заверение в невиновности. Каргану Клятвенное заверение в невиновности. У казахов есть "каргыс"(проклятие) и "каргану". Когда человека обвиняют в несовершенных преступлениях, он в доказательство своей невиновности клянется (карганады). К примеру, "клянусь Кораном", "да буду я проклят", "клянусь Аллахом" и пр. Такие слова может говорить действительно честный и чистый человек. Слова "каргану" тяжело говорить, ибо они произносятся в свой адрес. Поэтому "каргану" применяется в крайнем случае. Карашанырак "Карашанырак" - юрта или дом. Дом - наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник - по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отлепляются от отцовского очага, а младший сын остается при "карашанырак". Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, то есть младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончины. Если "карашанырак" принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или приехавшие издалека специально заходят в этот почитаемый дом, чтобы получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться или попрощаться. "Карашанырак" знаменитых людей не забывают в течение столетия. Кап кагар К концу зимы, в начале весны мясо "согым" кончается. Оставшееся мясо складывают в мешок и в этот же день варят мясо и приглашают небольшое количество людей в гости. Это называется "ет кайтар", что означает "мяса осталось мало". На самое последнее мясо, находящееся в мешке, приглашают соседей и вместе угощаются, что и называется "кап кагар" - "встряхивать мешок". Конакасы "Конакасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный или приехавший, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего "конакасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д). Конаккаде "Конаккаде" (конак - гость; каде - презент). Хозяин дома имеет право попросить своего гостя выполнить "конаккаде", то есть спеть песню и т.д. По традиции казахи с ранних лет учили своих детей красноречию, играть на музыкальных инструментах, петь, слагать стихи. "Конаккаде" - испытание гостя в искусстве, а также залог веселого застолья. Корыктык кую "Корыктык кую" (букв. - вливание ртути). Сильно перепугавшегося человека лечили путем "Корыктык кую". В небольшой посуде расплавляли свинец, другую посуду, обмазав жиром, держали наготове. Больного сажали, подходили к нему сзади и переливали свинец из посуды в посуду над его головой. В народном поверье в остывшем свинце оставалось изображение того, что напугало больного, после чего человек выздоравливал. Кынаменде Кынаменде, урын келу - визит жениха. После сватовства, уплаты калыма жених первый раз едет навещать свою невесту; это торжественное посещение называется "кынаменде" или "урын келу". Первый официальный визит жениха в аул к засватанной невесте. В восточноказахстанских областях нашего народа "кынаменде" отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями, танцами. "Кынаменде" называют в разных местах по-разному - "урын келу", "калындык ойнау". "Кынаменде" для молодежи и женге - той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай "есик кору" (букв. есик - дверь; кору - смотреть) или "урын келу" (смысл - тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет положенные обычаи. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, просят "этокпе", при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - "балдыз коримдик". После "урын той" жениха и его друзей торжественно провожают, вручая положенные подарки. До "кынаменде" после сватовства жених не имеет права раньше посещать дом или аул девушки. В противном случае братья девушки за нарушение традиции, за невоспитанность наказывали. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленных законов последовательности. По отношению к жениху также существуют свои обряды: "урын келу" - тайный приезд жениха к невесте; "есик ашар" - первый официальный визит жениха; "куйеу табак" - чашка с мясом для зятя; "сут акы" - подарок для матери девушки; "атбайлау" - презент за привязь коня сватов, "шашу" - осыпание; "кыз кашар" - за похищение девушки, "кол устатар", "шаш сипатар" - букв, прикасаться к рукам, к волосам девушки и т.д. Кыз кашар Кыз кашар - первая встреча невесты с женихом. Первая встреча жениха с невестой называется "урын келу", а первая встреча с женихом для невесты - "кыз кашар". Происходит в один и тот же день, что и "урын той", однако относительно девушки обряд называется "кыз кашар". Для молодежи этот день радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут "кол устатар", "шаш сипатар", "кыз кушактатар", "арка жатар" и пр. презенты. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит джигиту свой платок - знак девственности и дает различные подарки для братьев и сестер. Если уговор сватов нарушается после "урын", то это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым возвращается полностью и также платят штраф. Саукеле кигизу "Саукеле кигизу" (букв. Саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть множество традиций и обычаев. Традиция "саукеле кигизу" занимает особое место. "Саукеле" не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это память между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни. Если так, то "саукеле кигизу" для невесты особо торжественный обряд. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу. Дают бата (благопожелания). "Байгазы" за "соукеле" бывает значительным. В "саукеле" невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть "саукеле" на невесте. За что дают соответствующий "коримдик". Создание нового очага, невеста в "саукеле", игра, смех - все это предзнаменование новой жизни. Несколько слов о "саукеле". "Саукеле" - убор невесты. Оно не только головной убор, но и наглядный пример обычаев и традиций, культуры и искусства. Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями. Верх "саукеле" неизменно украшает "уки" (пушистый пучок из перьев филина). Красота такого убора пленяет взор и является не только украшением невесты, но и возвышает авторитет сватов. По обычаю не засватанной девушке "саукеле" не надевают. Кыз танысу Прощальный визит. Девушка перед замужеством со своей женге (жена старшего брата) обходит своих родственников и близких для прощания. По традиции это называется "кыз танысу"(прощальный визит). Родственники и близкие оказывают почести, одаривают дорогими подарками, напутствуют, желая при этом всего наилучшего, счастья, радости. Это одна из древних традиций, один из методов воспитания, этика поведения. Сынсу Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время "кыз танысу", когда она посещает вместе с женге дома своих родственников. В песне поется о незаметно пролетевших счастливых годах, проведенных в родном доме, о своих любимых родителях, о том, как ее лелеяли, берегли, о сожалении, что пришло время покинуть родной дом. Также высказывают песней просьбу, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивое, трогательное зрелище. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться. Кыз узату Проводы девушки. Выдавать замуж дочь - большой той. В этот день каждый родитель и грустит, и радуется. Радуется - вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не будешь краснеть, грустит - жаль выдавать дочь замуж, когда каждому кажется, что она еще ребенок. За девушкой сваты приезжают в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них "бас куда" (главный сват), "кудалар" (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции "каде" (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашают сватов в тот день в гости. Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца - символ нового дня; новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (Коштасу жыры) с провожающими родственниками. Молодежь поет "жар-жар", "аушадияр". Сватам вручается положенный по обычаю "куда аттандырар" (куда - сват, аттандырар/ру - отправлять, провожать). Куйеу киім Одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки, молодухи могли безошибочно определить его. Поэтому по обычаю жених одевается совершенно по-иному, чем другие джигиты, которые сопровождают его. На головной убор (борик) цепляет "уки" (перья филина), сапоги на высоких каблуках, и на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает "борик" на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим внешним видом показывая свое почтение, а в противном случае должен платить штраф или его поднимают на смех. Оказавшись среди женщин в таком виде, жених переносит всякие насмешки, колкости. Конь жениха, на котором он приехал, превращается в объект забавы для детей - ведь вдоволь можно накататься. Это традиция аула. Неке кияр Обряд бракосочетания. Брак - святое понятие, знак верности и любви в жизни любого человека. Для совершения обряда призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собирались родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читал молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивал о согласии юноши и девушки вступить в брак. По шариату, если невеста беременная, обряд бракосочетания не проводится. Обряд проводится только после рождения ребенка. Также данный обряд не проводится между молодыми людьми, не перешедшими грань "жети ата"(семь поколений), так как казахи до седьмого колена считаются родственниками. Жар-жар Традиционная песня, исполняемая молодежью во время прошального вечера, на проводах девушки. "Жар-жар" исполняется в виде айтыса между девушками и джигитами. Джигиты поют о том, чтобы девушка, не сожалела, что оставляет отца, ведь хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. В "жар-жар" поется о хороших сторонах будущей жизни. Джигит: Не грусти, красавица, Жизнь прекрасна, погляди. Не взыхай и не плачь, Счастья желаем всласть, Не скучай по отцу, Будет свекор у тебя. Девушка: Разве свекор, жар-жар, Заменит мне отца? Как не плакать, жар-жар, Ухожу ведь навсегда... и т.д. Кыз алар "Кыз алар"- букв. берущий девушку. На торжествах, тоях молодому джигиту, собравшемуся жениться, преподносили чашу (табак) с мясом -"кыз алар". Это примета. Подававшей "кыз алар" женщине положен подарок. Этот обряд встречается на юге, реже или полностью отсутствует в центральных и северных областях Казахстана. Кумалак салу Гадание на косточках. Количество косточек должно быть равно 41. Использовали косточки хурмы, абрикосов или овечьи катышки. Но для косточек не годятся, к примеру, козлиные катышки. Секреты гадания на косточках разнообразны, здесь имеются свои термины, названия. В народе немало опытных гадальщиков, которые постигли эту тайну. К примеру, в Торгайской области (ныне Костанайской) в Амангельдинском районе - Гульмайра, в городе Аркалыке - Майра, в Кийминском районе - Шерхан, имена которых широко известны в регионе. Кун "Кун" - стоимость. При ссорах, барымте дело иногда доходило до убийства. Виновный или его сторона обязаны в таком случае выплатить "кун". Аксакалы и бии обеих сторон, обсудив, выносят решение, в каком размере должен выплачиваться штраф (кун). Если потерпевшая сторона согласится, отказавшись от мести (канга кан - кровь за кровь), то обговариваются условия и срок выплаты. По закону Аз Тауке "Жети жаргы" за погибшего мужчину платили 100 лошадей, 50 верблюдов, 1000 овец, а за женщину - половину вышеназванного штрафа. При выкидыше у женщины виновный должен был выплатить "кун"- 1 лошадь или 1 верблюда. При переломе большого пальца - 100 овец. Мужеубийство приговаривалось к смертной казни. Без прощения родственников мужа провинившаяся женщина не может отделаться выплатой штрафа. Кутты болсын айту "Кутты болсын айту" - поздравлять. Это древний обычай - говорить "кутты болсын!" при рождении ребенка, женитьбе сына и т.д. Широко употребляемое традиционное пожелание достатка и благополучия, пожелание гостей, знак доброго расположения, умение вместе радоваться. Кус Жолы Каждую весну во время перелёта птицы, сбиваясь с пути, погибали от жажды. Тогда Кызыл-Кан - повелитель гусей обратился к Тенгри с просьбой проложить небесный путь. Тогда Тенгри снял свой пояс и бросил его на небо. Так Тенгри открыл небесную дорогу, которая указывала птицам их путь. С тех пор на небе виден Кyс Жолы - Путь Птиц (казахское название Млечного Пути). Салт "Салт" - традиция. У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру, той, наурыз коже, конакасы, шашу, ерулик - наши традиции предков, а применение их в жизни мы называем "гурып". Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры - это великое наследие нашего народа. Роль традиций и обычаев в воспитании поколений огромна. Сал-серилик "Сал-серилик" - яркий показатель культуры и искусства казахского народа. Это умение слагать стихи, исполнять их в сопровождении мелодии, умение быть певцом, чтецом. А еще почетное звание "Сал" или "Сери" дается человеку, который обладает такими качествами, как щедрость, честность. Эти звания несколько отличаются друг от друга. Особо талантливый человек, который один может заменить целую театральную труппу, это "Сал". Он роскошно одет, его походка, стан, поведение выделяют его из обычных людей. "Сери" - тоже певец, импровизатор, акын. Но ко всему прочему он прекрасный охотник. Он умеет тренировать ловчих птиц так же хорошо, как и быстроногого скакуна. "Сери" - меткий стрелок, борец, мастер, прекрасный и красноречивый оратор. Не каждый может стать "Сал" и "Сери". Эти люди должны быть богатыми, любить и ценить искусство, быть мастерами на все руки. Их присутствие обычно превращается в той, праздник, веселье, смех, песни. Народ всегда относился к ним с большой любовью и уважением. Они являются национальной гордостью. Сауга "Сауга" (смысл. - освобождение на поруки, залог). Для приговоренного к смертной казни или наказанию просили "сауга", то есть помиловать или облегчить меру наказания. "Сауга" просили авторитетные люди, и их просьбу не оставляли без внимания. Просящий "сауга" платил "кун", возмещал ущерб и призывал обе стороны, истца и ответчика, к перемирию. Саумалык Пожелание. По весне, когда возрождается матушка-земля и наступает Наурыз, каждый человек излагает свои пожелания, благословения -"бата" - стихами. Сауын айту Официальное извещение о проведении большого тоя или аса. Об этом заранее оповещают (за несколько месяцев или год) аулы, ру, жузы. Это не просто приглашение, а оповещение о том, чтобы приглашенные прибыли в назначенный срок, придерживаясь своих традиций и обычаев, то есть явились со своими батырами, борцами, быстроногими скакунами, акынами, певцами-импровизаторами, с заготовками (мясо, кумыс и т,д.). Саркыт "Саркыт" - остатки. После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков. Остатки мяса в чаше (табак) тоже называют "саркыт". Воспитательное значение - чтобы не было кощунственного отношения к пище, еде. Салем беру "Салем беру", "салем ету" - приветствовать, приветствие. По национальной традиции путник с дальней дороги или житель аула специально приходил к аксакалам или уважаемым людям для приветствия. Относительно мужчин говорится "салем берди". Есть несколько видов приветствий:
Салемдеме Гостинец. Соответствующая казахскому характеру традиция - "салемдеме". Это знак взаимоуважения. Давно не встречавшиеся люди дарили в виде "салемдеме" драгоценности, дорогие сувениры, угощения, зачастую мясо "согым". Вовсе необязательно, чтобы "салемдеме" была дорогой вещью. Здесь дорого внимание. Получивший <салемдеме> несказанно рад, он дает "бата" (благословение), говорит добрые слова, на радостях делится гостинцами с соседями и друзьями. Согым басы Приглашение на "согым"(мясо, заготовляемое на зиму). Резать "согым" на зиму - древний обычай народа. Состоятельные люди резали на "согым" несколько голов скота. А приглашать на <согым басы> - обязательная традиция. Зовут аксакалов, соседей, друзей отведать молодое, сочное мясо "согыма", за дастарханом ведутся поучительные разговоры, беседы. Уходя, хозяину "согыма" желают всего наилучшего и дают "бата". Суйек жангырту В традициях казахского народа часто встречаются понятия "суйек жангырту", "суйек шатыс". Это связано с созданием новой семьи и сватовства. Люди, ставшие однажды сватами, продолжают свою традицию сватовства, что и называется "суйек жангырту". Это означает, что сватовство продолжается (к примеру, первый сын, женившийся на старшей дочери, а второй - на младшей и т.д.). Вообще казахи раньше не нарушали традицию сватовства. Представители ру (родов) следили за этой традицией и иногда напоминали при надобности. Двум соседствующим жителям аула, ру, жузов оно способствовало взаимоуважению, единению, регулированию социального положения людей. Суйинши "Суйинши" - оповещение радостной вести. При радостной вести оповещающий с возгласом "Суйинши!" просит его отблагодарить. В итоге хозяин говорит "бери чего пожелаешь" или дарит хороший подарок. При словах "Суйинши", сразу понимают, что человек пришел с добрым известием. Сыбага "Сыбага" - доля. Для почетных гостей или близких и родных всегда хранится часть (муше) мяса. К примеру, аксакалам, сватам преподносится бас, жая, жамбас, белдеме, омыртка, то есть самое вкусное мясо. Для свах, девушек, зятьев, детей также хранится причитающаяся им часть (муше). По казахской традиции, каждому человеку, приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен "сыбага". В противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него. Оли сыбага "Оли сыбага" - благотворительность рыбаков. У казахского народа есть прекрасный обычай не забывать семьи покойных, проявлять постоянную заботу о них. Одиноким, вдовам, которые остались без кормильцев, рыбаки преподносят долю улова. На это никто не имеет права обижаться или противиться такой заботе. Этот обычай - установленный закон. В казахских степях всегда проявляли благотворительность. К примеру, после уборки урожая, охоты, в виде скота, в форме имущественного надела. Так и "оли сыбага" - благотворительность рыбаков, которые жили на побережьях рек, озер. Каждый считал своим посильным долгом проявлять подобные акции гуманности, высокой гражданственности. Табак тарту Угощение национальным блюдом. Во время тоя, аса, праздника преподнесение гостям национального блюда - искусство, которое требует умения, знания. Каждый "табак" (плоская чаша для мяса) должен соответствовать возрасту, положению гостя. Это подразделяется: "бас табак" - главный табак, "сый табак" - почетный табак, "куйеу табак" - табак для зятя, "келин табак" - для снохи, "жастар табагы" - для молодежи и т.д. "Бас табак" преподносится уважаемым, почетным гостям, сватам и он сервируется: бас - голова, жамбас - бедренный мосол, белдеме - позвонковый мосол, казы, карта и т.д. "Сый табак" - аналогичен "бас табак". Для молодежи, для невесток - иным образом: позвонковый мосол, грудинка и т.д. "Табак тарту" не только традиция, но и показатель умения, соблюдения приличия, гостеприимства и культуры почитания старших, гостей. Считается невежеством незнание, несоблюдение сервировки "табак" каждому гостю по его заслугам и почитаемое. Гостям любого ранга и возраста не преподносится середина бедренного мосла крупного скот. Танба Тавро, метка. "Танба" служило для определения жуза, рода. "Танба" отражалось на надгробных памятниках, на флагах ру, батыров (иногда и на доспехах), на камнях. Аз Тауке хан в "Жет? жаргы" издал закон, что каждый род должен иметь свою различительную метку, тавро. Соответственно этому закону каждый род создал свою метку. Улы жуз (Старший жуз): Канлы - метка кочерга, уздечка, Шанышкылы - метка роспись, Жалайыр-расческа, Шакщам - стрела, Шапырашты - луна, тумар, Албан, Дулат, Суан - метка круг, Ысты - кочерга, уздечка. Орта жуз (Средний жуз): Аргын - метка глаз, Кыпшак- метка первая буква арабского алфавита (кос алип), Найман - шест, черпак, Конырат - порог, Уак - шест, Керей - двугорбая метка. Киши жуз (Младший жуз): Шеркеш, Алаша-шест, Тама - кочерга, первая буква арабского алфавита, таз - камшы, Адай - лук со стрелой, Есентемир - шест, Толеу - молоток, уздечка. Рамадан - черпак, Тама - кочерга, расческа, Керейит-уздечка, сабля, Табын - расческа, кочерга, черпак, Жагал-байлы - молоток. Табарик Подарок. У получившего, выигравшего на "байге" приз или у свата, возвратившегося с презентом (кеде) могут просить "табарик". Удачник делится своим призом или презентом. По обычаю он не должен отказывать в такой просьбе. Нарушение традиции считалось нерадивостью, за что могли наказать или высмеивать, осудить. Мушел Учет возраста. Возраст человека высчитывается с каждого "мушел". Один мушел составляет 13 лет и через каждые 12 лет прибавляется один мушел: 25 лет - 2 м?шел, 37 - 3 мушел, 49 лет - 4 мушел и т.д. Такой способ удобен для вычисления как возраста человека, так и минувших лет. В старину люди говорили о своем возрасте: <Мой возраст миновал 5 мушел и 2 года (63 года)", 7 мушел 85 лет. Исчисление "мушел" через каждые 12 лет совпадает со значительными изменениями физически, анатомически: 1 мушел(13 лет) детство, 2 мушел (25 лет) молодость,3 мушел (37 лет) зрелость, 4-5 мушел (49, 61) мудрость и далее наступает старческий возраст. В народном понятии каждый мушел (через каждые 12 лет на 13-ый) считается опасным периодом. Человек должен в этом возрасте подарить, следуя примете, свою новую одежду, у Всевышнего просить здравия, приглашать на "кудайы". Также он должен быть осторожным, он не должен выезжать в дальние, опасные поездки. И эти предосторожности не случайны. Ведь в организме человека через каждые 12 лет происходят большие изменения. Это было доказано древними учеными Востока. Мушелтой Юбилейный той. Иногда называют "мерейтой", то есть юбилей. Юбилеи заслуженных деятелей культуры и искусства, общественно-политических деятелей, знаменитых писателей отмечаются на государственном уровне. Они имеют огромное социально-политическое, воспитательное, культурное значение. У казахского народа не было обычая праздновать дни рождения, "мушел". Только в начале XX века стали отмечаться юбилеи 50, 60, 70-летия заслуженных деятелей. Из представителей казахского народа первый 50-летний юбилей праздновался в честь Ахмета Байтурсынова - видного деятеля своего народа, просветителя, ученого, одного из основоположников Алаш Орды(в 1923 году). Отка май кую Вливание в огонь масла. Когда молодая сноха перешагивает порог своего нового дома или при рождении ребенка, или когда поднимается "шанырак" молодой семьи, обязательно выполняется примета - в огонь вливают масло - "отка май тамызу", что означает "пусть в очаге не гаснет огонь". Огонь в народном понимании священен. Отпен аластау "Отпен аластау" (от - огонь, аластау - очистить). Издревле существует у казахов примета - перед тем, как укладывать малыша в "бесик" (колыбель), или при заселении молодоженов в новый дом - старшие очищают огнем, изгоняют злых духов. "Отпен аластау" - добрые намерения народа в хорошем начинании. От басын сабау Среди населения случается всякое: и насилие, и посягательство. Всесильный мог отобрать скот у бессильного или у вдовы. В таком случае вместо физической расправы, униженный приходит в дом или в аул насильника и бьет палкой его юрту, очаг, пепел разносит по дому и вокруг. У человека появляется ощущение удовлетворения, отмщения. Раньше "от басын сабау" применялось часто, ныне, к сожалению, мстят совершенно иначе. Тойбастар "Тойбастар"-дословно: начало свадьбы. Той всегда начинается с песни, которую исполняет акын. Его песня называется "тойбастар" и открывает свадьбу. А. Байтурсынов говорил: "Той начинается с песни, которая называется тойбастар". Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына, исполнившего первую песню, преподнести ему подарок. Свадьбу султана Баймаганбета с красавицей Акылканыкей открыл прекрасной песней великий акын Шернияз. В нашей литературе есть замечательные образцы "тойбастар". Тойтаркар Послесвадебное угощение. Той у казахов начинается с "тойбастар" и оканчивается "той таркар". По завершении веселой свадьбы хозяева приглашают весь обслуживающий персонал для специального угощения. За дастарханом выражают свою благодарность. На "тойтаркар" приглашаются и стар, и млад, кто принимал участие в подготовке к тою. Без подмоги аулчан, родственников, соседей на тоях, на больших мероприятиях не обойтись, здесь испытываются организованность, сплоченность, умение и сноровка. Токымкагар Еще один обряд. Когда молодой человек идет в дальнюю дорогу, он выполняет определенный обряд. Обряд заключается в том, что нужно принести жертвоприношение - зарезать барана, приготовить еду и накрыть большой и широкий дастархан, во время которого поются песни и обязательно говорится пожелание в адрес отъезжающего. Топырак шашу Злобных негодяев, преступников, предателей, прокля тых, а также обвинявших народ в своих злодеяниях и уходящих "ат куйрыгын кесип", люди осуждали, бросая им вслед придорожный песок. Это и наказание, и проклятие-"сгинь с глаз долой!". Народ в дальнейшем не упоминал имен таких людей и даже не вспоминал о них. Торкиндеу "Торкиндеу" - от слова "торкин" (родственники невесты). После того, как девушка выйдет замуж, она через определенное время отправится в гости к своим родичам. Это и называется "торкиндеу". Родственники невесты принимают ее как почетную гостью, готовят праздничное угощение, дарят ей подарки. "Торкиндеу" -неотъемлемое право жены посещать своих родственников после замужества, но только через год после свадьбы. По традиции казахского народа замужняя женщина - "торкиндейди"(идет к своим родственникам), зять - "кайындап"(к родственникам жены), "жиен"(дети дочерей) - "нагашылап барады" (к родственникам со стороны матери). Тил кестиру Снятие сглаза, лечение. Если человека или скот все-таки сглазили или навели порчу, лечат путем "тил кестиру". Условия лечения таковы: больного человека на несколько дней, а то и на несколько месяцев, укладывают отдельно и лечат знахари. За время лечения больной ни с кем не разговаривает, не общается. Он посвящает "куран" Всевышнему об исцелении. После лечения дается "кудайы" (специальное угощение аулчанам). До и после этого еще некоторое время выздоровевший не разговаривает ни с кем. Тизе бугу Преклонить колено, присесть. Посетивший дом кого-либо, пришедший обязательно должен присесть или хотя бы преклонить колено (тизе бугу). Примета <тизе бугу> - знак почета тому дому. Если пришедший стоя изложит цель посещения и собирается уходить, хозяин может высказать обиду "тигизинди неге букпейсин, биздин уйдин сиыры турегеп турыпп бузауласын дейсин бе?"- "Почему не присядешь, или ты хочешь, чтобы моя корова отелилась стоя?" Среди народа есть поверье, если гость не преклонит колено или не присядет, то корова отелится стоя. Туган жерге аунату Человека, живущего вдали от родных мест, по приезде обваливали на своей родимой земле, обычно мужчину. В этом обряде есть огромное значение, во-первых, "не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг"; во-вторых, "родная земля она и мать с отцом, и Родина, так пусть все прекрасные черты и особенности будут и в тебе". Как бы там ни было, в этой традиции лежит великое понятие, что мы все являемся детьми своей родной земли. Туырлыгын тилу "Туырлыгын тилу" (туырлыгын - кошма юрты, тилу -резать). Враждующие, непримиримые враги выражали свою ненависть друг к другу, исполосовав кошму юрты. "Туырлыгын тилу" неминуемо приводило к большим скандалам, к вражде. "Туырлыгын тилу"-означало также победу над врагом. Тус жору "О, Аллах, сделай так, чтобы мой сон сбылся ",- говорят казахи, когда увидят сон, предвещающий нечто хорошее. В толковании сна участвовали люди, умеющие разгадывать его значение. Бывают сны хорошие и не предвещающие ничего хорошего. Однако предсказатели снов предугадывали к лучшему. Благодаря снам предсказывали события, гадали на будущее. | |
Просмотров: 23021
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Последнее:
[13 Ноября 2023] | |
Шапка спицами |
[07 Июня 2023] | |
Международная онлайн-школа для детей от 5 до 18 лет |
[29 Марта 2023] | |
Кто такой копирайтер, и какую пользу он может принести вашему бизнесу |
[14 Марта 2023] | |
Выбор репетитора |
[14 Февраля 2022] | |
Онлайн-обучение: специфика образовательного формата и его ключевые преимущества |
Категории раздела
Полезно знать [29] |
Игры [15] |
Софт [3] |
Профиль
23 Ноября 2024
06:15
Статистика
|
|