Главная » Файлы » Сочинения

Тема любви в рассказах А.И.Куприна
[ (17.6 Kb) ] 04 Июня 2012, 18:57


Тема любви в рассказах А.И.Куприна

Нам всегда кажется, что нас любят за то,
что мы хороши. А не догадываемся,что любят
нас оттого, что хороши те, кто любят нас.
Л.Н.ТОЛСТОЙ

  Александр Иванович Куприн — замечательный мастер слова. Он написал очень интересные рассказы, среди которых “Олеся” и ”Гранатовый браслет” мне особенно понравились. В обоих произведениях доминирует тема любви. Любовь – понятие, которое пытались описать, изобразить миллионы писателей, поэтов, художников. Мы знаем о ней одновременно всё и ничего. Любовь — основная тема и в творчестве Куприна. Именно она дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности.

  Произведение "Олеся" глубоко затронуло меня, в ней нельзя не заметить той чистой любви, которая встречается крайне редко. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Эти люди совсем разные: Олеся — "цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины", а Иван Тимофеевич — "человек хотя добрый, но только слабый". Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, а Олеся — "колдунья", необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически. А вот любовь Ивана я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: "Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв...". Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: "Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:' я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса". Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые просто были из разных социальных слоев общества. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

  Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поражает. Описание природы в повести играет роль фона того состояния, в котором находятся главные герои. В момент одиночества героя – унылый зимний пейзаж, затем – бурная весна, совпадающая с зарождением чувства к Олесе, и наконец – сказочно летняя ночь в минуты счастья влюбленных. Здесь Куприн добивался такого эффекта, при котором у читателя появляется ощущение, что сама Природа охраняет и покровительствует влюбленным. Месяц «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми покрывалами», мох ложится «плюшевым ковром». В финале мы наблюдаем жестокую грозу с градом, явлющиеся очищением всего того, что случилось. Вспоминается и трагедия в произведении “Гроза” А.Н.Островского, которая также заканчивается этим явлением природы.

  Второе произведение автора, которое также мне очень понравилось, это рассказ “Гранатовый браслет”. Я думаю, каждый, кто прочитал этот рассказ А. И. Куприна, не остался равнодушным. Произведение о настоящей любви, большой и трагической. Оно учит многому: как сберечь человеческое уважение и доверие, как быть внимательным не только к собственным желаниям и собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Любовь поражает даже самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Больше всего поражает, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина. Однако, которой не суждено воплотиться.

  Невозможно без душевного волнения читать конец рассказа. «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Действительно, главный герой очень любил Веру, жизнь без нее была для него пуста, но при всем этом, он не стал вмешиваться в ее личную жизнь, не стал разрушать ее семью, а был лишь просто наблюдателем.

  Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

  Возвращая подарок, князь Шеин говорит с мелким чиновником Желтковым с уважением, потому что ощущает силу его любви и его боль. Более того, он ни на минуту не сомневается в собственной жене и позволяет Желткову последний телефонный разговор, передает Вере Николаевне их встречу в подробностях. Мало того, он сдерживает шурина, который ведет себя не столь благородно, пытаясь злоупотребить своим положением. Понимая, что Желтков, этот далекий, чужой человек, закончит трагически свою жизнь, они не смогут в этот вечер быть счастливыми. Случайно узнав из газеты о смерти Желткова, княгиня решается впервые увидеть его, чтоб попрощаться с ним, и предупреждает об этом мужа. Поражает ответ князя Шеина, что он и сам бы пошел с нею, если б все не испортил его вчерашний визит. И эта специально взятая из сада красная роза — первый и последний подарок неразделенной любви покойному, и поцелуй — все это говорит о большой, по-настоящему доброй и благородной душе, что была достойна такого высокого чувства.

  Символично, что Желтков надеялся на это понимание, на этот ответ души! «Если придет и захочет меня увидеть дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…». Значит, он верил в нее и не ошибся. Значит, недаром же звенело в его душе вечное и светлое, как неугасимая молитва: «Да святится имя Твое!» Поэтому и очищает он музыкой, песней своего сердца душу любимой, снимая с нее невольную вину.

  Таким образом, А.И.Куприн в своих произведениях показывает любовь, не только как чувство, но и как смысл жизни, ее величайшую ценность. Думаю, очень полезно почитать его рассказы каждому, они учат бережно относиться к любви, ценить и уважать это чувство, быть искренним и непритворным.

Категория: Сочинения | Добавил: Admin | Теги: сочинение, Литература, эссе, Куприн, любовь
Просмотров: 17118 | Загрузок: 1273 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Суббота
23 Ноября 2024
13:45


Статистика